История автомобильных дисков

автомобильных дисков

Если автовладелец решает украсить свою машину, то в большинстве случаев первым шагом на этом пути является установка новых колесных дисков. Стальные и алюминиевые, кованые и литые, скромные и вызывающе шикарные — их в наше время выпускается столько, что каждый найдет себе именно те, которые будут оптимально подчеркивать его индивидуальность. Попробуем разобраться, когда эта деталь перестала ограничиваться лишь функциональной нагрузкой, став существенной частью автомобильной моды. А в отдельных случаях — и подлинным шедевром, достойным музея.
«Диском» в быту часто называют всю металлическую часть колеса в целом — и обод, и ступицу, и соединяющие их конструктивные элементы. В принципе, придираться здесь особо не к чему: при современных технологиях изготовления все перечисленные элементы почти всегда бывают единым целым. И, начиная с определенного ценового порога, вполне успешно выполняют эстетическую функцию. Однако в 1910-х, когда автопроизводители впервые взялись за украшательство колес, процесс стартовал с декоративных нашлепок, которые ныне именуют «колпаками». Автомобильные колеса в ту пору недалеко е из стали, а из дерева. Между многочисленными спицами застревали дополнительные килограммы грязи, так что вопрос создания защитного кожуха встал весьма остро. В начале ХХ века широко распространились колесные колпаки из никелированной меди. Особо их не украшали: штамповка тогда не была развита, а оплатить работу мастера, который бы выточил на станке нечто особенное, могли позволить себе далеко не многие. В 1920-е в качестве материала для этой детали начал использоваться алюминий — и с ним-то уже обращаться было куда проще. В Новом и Старом Свете стали популярны хромированные колпаки с логотипами производителя или узорами в новомодном стиле «ар-деко».

Между прочим, верхние этажи знаменитого небоскреба «Крайслер» в Ньюйорке украшены точно так же, как диски одноименного автомобиля 1929 года выпуска. Последующая декада ознаменовалась появлением штампованных колес. Тут в ход шла исключительно «нержавейка» — экспериментаторы из Bugatti попытались было использовать алюминий, но ни один серьезный тест на прочность их изделие не прошло. Впоследствии каждые несколько лет кто-либо пытался внедрить в эту сферу очередной маломассивный материал, однако создать по-настоящему прочные легкосплавные колеса удалось лишь в 1960-х. Появившаяся в США после Второй Мировой мода на «уникальность» серийных автомобилей привела к тому, что все повально принялись ставить на свои машины колпаки других марок. Самыми желанными были так называемые сомбреро — диски от Cadillac 1950 года выпуска, а также напоминающие волчок колесные нашлепки от Oldsmobile 1953-55 годов. Впервые была основана фирма, занимающаяся исключительно производством автоколпаков — Mooneyes. А следующую тенденцию в развитии колесной эстетики миру подарила Великобритания. Именно там в начале 1970-х впервые было налажено массовое производство колпаков из пластика — ценители экономии используют продукт подобных технологий и поныне.

История автомобильных дисков

Примерно в те же годы уже были отработаны технологии производства надежных легкосплавных колес, которым суждено было на долгие годы стать королями своей ниши. В наши дни существует несколько разновидностей таких колес: литые, кованые и составные. Чаще всего используются сплавы на основе алюминия, хотя у спорткаров можно встретить и магниевые диски. Литые легкосплавные диски производят тремя основными способами литья: под высоким давлением, под низким или с противодавлением. В первом случае сплав закачивается в форму при обычных атмосферных условиях— этот метод хорош для алюминия, но плох для магния, который обладает плохой текучестью и может не заполнить полость целиком. Литье под низким давлением требует гораздо более сложного оборудования, зато прочность и пластичность продукта значительно возрастают.

При литье с противодавлением заливка и кристаллизация будущего колеса происходят под воздействием инертного газа, что улучшает механические свойства диска еще на 5-10 %. После отливки по любой из этих трех технологий диск обязательно просвечивают рентгеном и, если дефекты не обнаружены, закаливают. Используемые сплавы существенно легче традиционно используемой штампованной стали, так что на одном колесе можно сэкономить до двух килограммов веса. Кроме того, легкие сплавы обладают высокой теплопроводностью, так что тормозная система остывает гораздо быстрее.

История автомобильных дисков

А еще легкосплавные колеса не боятся коррозии и (для многих автомобилистов это самое важное) могут быть настоящими произведениями искусства. Правда, починить легкосплавный диск с помощью молотка не получится — если погнул обод, то придется менять все колесо. Кованые легкосплавные диски, изготовленные методом горячей объемной штамповки, намного прочнее литых. При ковке зерна металла измельчаются и вытягиваются в нужном направлении, что обеспечивает повышенную пластичность и, как следствие, повышенную стойкость к деформации. Да и толщина стенок кованого диска может быть на 20 % меньше, чем у литого. В отличие от литья, которое можно организовать в скромном цеху, кованые диски производят только относительно крупные металлургические предприятия. С одной стороны это гарантия качества, а с другой — более высокая цена. Составные колесные диски делают из нескольких частей, соединенных титановыми или стальными болтами. Обычно обод изготавливают методом горячей объемной штамповки, а ступичную часть отливают. Такой симбиоз позволяет сочетать внешнюю красоту литой части с прочностью ковки, причем при деформации обода достаточно сменить только его, а не покупать целый диск.

История автомобильных дисков

Выбор колесных дисков в наши дни неимоверно велик — на любой вкус, цвет, дорогу и размер кошелька. Встречаются даже совсем удивительные образцы. Например, существует технология установки невра-щающихся колесных колпаков, которые при любой скорости остаются в одной и той же позиции. Это позволяет размещать на них рекламную информацию, так что наиболее востребован данный метод при брендирова-нии такси, автобусов, гоночных автомобилей и тяжелой дорожной техники. А французская компания Michelin в 2009 году запатентовала технологию Active Wheel. Это колесо, в которое встроены два двигателя: один передает мощность для движения, а другой выступает в качестве активной подвески. Транспортное средство, оборудованное такими колесами, не нуждается в коробке передач, сцеплении, приводном и карданном вале и стабилизаторе поперечной устойчивости. Именно этой технологией оборудован марсоход Curiosity, в августе высадившийся на 4-ю планету от Солнца, а также ряд наиболее современных карьерных самосвалов. Остается только догадываться, сколь причудливые и невероятные формы примут колеса — а вместе с ними и диски — в будущем. Главное — устойчив спрос на прочность и элегантный внешний вид, а значит, за прогрессом дело не станет.


Новая модель зимних шин Scorpion Winter
Бензиновые и дизельные двигатели Range Rover Sport
Двигатель автомобиля Toyota GT-One