Опасный автоспорт

Опасный автоспорт

Даты смерти великих гонщиков выгравированы в моей памяти: 7 апреля — Джим Кларк, 1 мая -|Айртон Сенна, 2 июня — Брюс яМакларен, 21 июня — Пирс Каридж, 5 сен тября — Йохен Риндт, 11 сентября — Ронни Петерсон и еще слишком многие. Каждый год в эти дни я думаю о них и о других пилотах, погибших, занимаясь любимым делом. Мне повезло, так как с большинством из них связаны мои личные воспоминания. Работая журналистом, я коммен тировал гонки, в которых они участвовали, писал о них статьи или брал интервью. А некоторых из них я имею честь помнить как своих друзей: до эры суперзвезд знакомство с гонщиками не было такой уж сложностью.

Б те времена, когда автоспорт был куда более опасным занятием, огромное количество гонщиков погибло на различного рода гонках непрофессионального уровня. Тогда в кратких сообщениях об их гибели звучала доля сожаления, после чего их имена забывались… Но не для таких занудных фанатов, как я.

Возьмите любой год, например, 1963: по крайней мере три молодых гонщика разбилось на смерть в Великобритании. 19 мая, участвуя в клубных гонках на Брэндс-Хэтч, водитель погиб, перевернувшись в своем автомобиле. В понедельник фотография этой страшной аварии появилась во всех газетах. В заголовке мельком упоминалось его имя -Крис Айрей, но больше ни слова о нем.

На самом деле Айрей был очень талантливым молодым человеком, который мог многого добиться. Сперва он работал механиком в команде «Формулы-1» у Роба Уокера, но вскоре стал сам выезжать на трассу. Приобретя у Фрэнка Уильямса облегченный и очень быстрый Austin А40, он начал активно зарабатывать очки. Крис занимал лидирующие позиции в своем классе, находясь на четвертой позиции в общем зачете. Впереди были лишь гораздо более быстрые автомобили: Super Speed Anglias Криса Крафта и Джона Янга, а также 3.8-литровый Jaguar.

В какой-то момент на повороте Bottom Bend (сейчас — Graham Hill Bend) он выехал на траву и после возвращения на трассу перевернулся четыре раза. Айрей был полностью экипирован, но повреждения каркаса сиденья привели к тому, что он выскользнул из-под ремней безопасности и наполовину вывалился из машины. Одно из сломанных ребер прокололо легкое, и он скончался в машине «скорой помощи». После смерти Криса его братья Том и Билл продолжили заниматься автоспортом, особенно автокроссом и ралли-кроссом. Том до сих пор успешно занимается тюнингом в Хэмпшире.

6 июля того же 1963 года на Сильверстоу-не проходила гонка Formula Junior в рамках Martini Trophy. Brabham Фрэнка Гарднера завоевал поул-позицию. К нему присоединились Alexis Джона Ампта, Lotus 22 Джона Мастина и Brabham Джона Данна. Для Данна, до этого выступавшего на Lotus Elite и лишь недавно пересевшего за руль одноместного гоночного автомобиля, это было действительно успешное квалификационное выступление. Шел проливной дождь, но Гарднер уверенно удерживал первенство. На 8 круге в повороте Abbey Curve Данн теряет управление, его Brabham врезается в ограждение и переворачивается. Пилот погиб на месте.

Днем раньше на тренировке Хон Джеймс Дауни сидел за рулем Aston Martin DBR1, принадлежащего его брату Виконту Доуну, когда его занесло на вираже Woodcote Corner. В то время пит-лейн на Сильверстоуне не был приподнят и защищен, как сейчас. Там находился Lotus 17 с 21-летним Марком Фильде-ном за рулем. Он был сыном капитана Queens Flight и студентом колледжа авиационного и автомобильного машиностроения. Aston врезался в его машину, Фильден погиб.

Марк был дружен с Пирсом Кариджем и Шериданом Тинном, а также с одним из студентов Челси — Джонатаном Уильямсом. Эти четверо снимали вскладчину квартиру в Лондоне, которая напоминала гоночный храм. Позже Шеридан поможет Фрэнку Уильямсу создать его команду-чемпиона «Формулы-1», а Пирс и Джонатан станут продвигаться вверх по гоночной лестнице, как мог бы и Марк Фильден, если бы остался жив.

Айрей, Фильден, Данн… Если бы судьба распорядилась иначе, каждое из этих имен могло бы стать нарицательным в автоспорте. Вместо этого, как и многие другие погибавшие сезон за сезоном в те опасные дни, они совершенно забыты.


И снова дизель
Новинка Hyundai HND-9 Concept
Классические автомобили