Еще не стихли канонады под Сталинградом, когда в Москве уже задумались над новым лимузином для советского правительства. На смену устаревшему ЗиС-101 должна была прийти модель 110. Но никто не собирался начинать работу с чистого листа: распоряжение перенять передовой заокеанский опыт было получено от самого Сталина.
В основу нового советского флагмана легли три американских автомобиля 1942 модельного года: Packard Super Eight, One Eighty, 7-местный фабричный лимузин, Buick Limited с 8-местным кузовом лимузин компании Budd и Cadillac Fleetwood series 42-75.
При создании ЗиС-110 в качестве отправной точки взяли кузов Buick. Но внешняя отделка была создана в стиле Packard: облицовка радиатора, форма подфарников и задних фонарей, хромированные молдинги и другие детали. Форму бамперов переняли у Cadillac. Художник-конструктор Иван Герман немало потрудился, совмещая элементы трех машин в одной.
Высокопоставленные заказчики остались довольны: советский автомобиль имел свой уникальный образ и отличался от «американцев» отсутствием выступающих подножек и запасных колес в нишах передних крыльев. А вот интерьер ЗиС-110 почти полностью скопирован с Packard: начиная с рисунка обивки дверей и заканчивая плафонами освещения.
Автомобиль получился весьма комфортабельным: хорошая звуко- и теплоизоляция, радиоприемник, электрогидравлические стеклоподъемники, эффективная система отопления и даже кондиционер американского производства, который устанавливался на машинах позднего выпуска. Последний располагался в багажном отсеке, а его матерчатые воздуховоды выходили в салон вблизи заднего дивана.
Сиденья представляли собой сложную конструкцию: мало того, что каждая пружина была зашита в индивидуальный «противоскрипный» мешочек, так еще и матрас имел набивку из гагажьего пуха. На заводе даже сконструировали специальную пушку, которая осуществляла набивку сидений пухом с помощью сжатого воздуха.
Надо сказать, что по многим техническим решениям ЗиС-110 был передовым автомобилем. Разгоняясь до 140 км/ч, он являлся самым быстроходным из выпускавшихся в СССР. Степень сжатия рядного 8-цилиндрового мотора равнялась 1:6,85, поэтому специально для него разработали топливо с октановым числом 70 — ведь тогда страна знала лишь бензин А-66. Гидравлические толкатели клапанов и привод распределительного вала пластинчатой цепью также впервые появились именно на этом моторе. 110-й стал первой советской машиной без «кривого стартера», то есть без пусковой рукоятки — вся надежда была на электрический стартер мощностью 1,2 л.с.
В машине для первых лиц государства внимание уделялось любым мелочам. Например, при включении освещения приборов стрелка спидометра меняла цвет своей подсветки в зависимости от скорости: до 40 км/ч она была зеленой, до 80 км/ч — желтой, а на 100 км/ч и более — подсвечивалась красным. Шкала настройки шестилампового пятидиапазонного радиоприемника также могла менять свои оттенки при регулировке тембра. В инструкции значилось: «при голубом цвете шкалы подчеркиваются басы, ударные инструменты, что дает приглушенный мягкий звук, особенно приятный при приеме музыки джаза».
При общем тираже около двух тысяч штук ЗиС-110 не претендовал на роль массовой машины. Тем не менее простой советский гражданин имел возможность прокатиться на ней. Помимо выпускавшихся заводом мелкими сериями медицинских авто, машины, отслужившее свое в «аппарате», передавались в таксопарки. Не стоит забывать и о версии кабриолет, полноприводной модели и даже катафалке на той же базе.