Ключевое правило здесь — не навредить. Проблема в том, что довольно часто некорректно проведенные операции по уходу (особенно за лакокрасочным покрытием автомобиля и стеклами) приводят к самым негативным последствиям. Вместо улучшения внешнего вида и функциональности мы получаем помутнение, снижение эксплуатационных и защитных свойств: на стекле появляются разводы, кожа, ЛКП и пластик — мутнеют (кожа может еще и, как говорится, «задубеть»), а тканевая обивка становится хрупкой и легко рвется. Именно поэтому в зависимости от степени износа обрабатываемого материала, его состояния и желаемого результата важно правильно выбирать средства и технологии ухода.
Больше всего нюансов связано с ЛКП. Можно выделить три основных типа восстановительных операций: полировка воскосодержащими полиролями, абразивная полировка, нанесение защитного покрытия.
Воскосодержащие полироли появились тогда, когда появились глянцевые покрытия, у которых требовалось постоянно поддерживать блеск. Принцип действия элементарен -восковый состав (как правило, на основе пчелиного воска или воскообразного вещества получаемого из листьев южноамериканской пальмы карнаубы), втираемый в лакокрасочное покрытие забивает микронеровности и микропоры, вызывающие визуальное помутнение ЛКП, тем самым восстанавливая глянец. Среди неоспоримых преимуществ таких полиролей сравнительно низкая цена и вполне удовлетворительный конечный результат. Однако, во-первых, они недолговечны, то есть для сохранения приемлемой степени яркости ЛКП нужно регулярно проводить полировку. Во-вторых, защитное воздействие минимально — состав довольно быстро смывается. В-третьих, этими полиролями практически невозможно придать изначальные декоративные свойства значительно изношенному ЛКП.
Абразивная полировка -операция, которая может проводиться исключительно профессиональными мастерами. Выполняется посредством специальных полировальных машинок. В ходе этой операции применяются полироли, содержащие абразивные вещества. Они снимают микрослой лакокрасочного покрытия, тем самым позволяя удалить более глубокие царапины, границы покраски, стойкие пятна (например, от птичьего помета или проникновения капель отработанного масла в микротрещины ЛКП). Однако как бы ни была эффективна абразивная полировка в деле восстановления декоративной функции ЛКП, снижение толщины лакокрасочного слоя однозначно приводит с ухудшению его защитных свойств. И этой обязательно нужно учитывать, выбирая средства и способы ухода за ЛКП автомобиля.
Строго говоря, сегодня довольно трудно принципиально разделить просто декоративные воскосодержащие полироли и защитные, поскольку компании-лидеры рынка -Turtle Wax, Doctor Wax, Liqui Moly, Abro, Hi-Gear, Pingo и дрeгие — предлагают главным образом универсальные продукты с большей или меньшей степенью эффективности, реализующие обе функции (эти же компании предлагают и средства для ухода за остальными поверхностями). Для этого в их состав вводятся специальные добавки (в частности тефлон и силикон)для создания на ЛКП прочного, противостоящего негативному воздействию окружающей среды слоя. Плюс не очень давно появились так называемые «нано» продукты. Но в любом случае эти изделия по своей сути пригодны к использованию автолюбителем самостоятельно (состав наносится тонким слоем на поверхность и затем располировывается мягкой тряпочкой).
Теперь, что касается стекол, хромированных (никелированных и проч.) поверхностей, декоративных пластиков и т. д. Для их очистки ни в коем случае нельзя использовать бытовые средства, поскольку содержащиеся в составе таких средств химические компоненты довольно часто приводят к помутнению глянца. Все работы нужно проводить только мягкими тряпками или губками во избежание появления царапин. Естественно, применяемые тряпки и губки должны быть чистыми, чтобы не допустить возникновения абразивного эффекта от песчинок грязи.
И несколько слов о коже. При отделке салона может использоваться кожа с защитным покрытием (винилом) и без оного. Соответственно для каждого из этих типов используются свои материалы. Проверить наличие винила можно простым способом — капните на поверхность немного воды. Если жидкость впиталась, значит перед вами кожа без защиты. И учтите, что нередко кожей так же отделывают Торпедо, рулевое колесо, ручку селектора КПП. В некоторых случаях производители автохимии предлагают универсальные составы подходящие и для пластика, и для кожи, и для винила. Но бывают и специализированные средства моноприменения (например, только для кожи или только для пластика) — их можно использовать только по прямому назначению, не пытаясь очистить то, для чего они не приспособлены.