Все время, которое мы проводим за рулем автомобиля, наши руки непрерывно контактируют со штурвалом, а глаза наслаждаются его формами, цветом… Правда только, если это колесо не стандартное, а тюнинговое.
Тенет Денис Миронов Фото Андрея Шилова
Одним из первых шагов тюнинга автомобиля для многих автолюбителей является именно замена штатной заводской «баранки» на тюнинговый штурвал. И это не случайно, ведь в этом случае свои дивиденды мы получаем незамедлительно, как только садимся в автомобиль. Это уже потом начинаются игры на публику в виде яркой аэрографии или аппликации специальными пленками, экстравагантных обвесов, спойле-ров, антикрыльев или «лифто-вания» подвески, увеличения выноса колес, установки легкосплавных дисков или блестящих «банок» глушителей. Чаще всего, в первую очередь тюнингер тешит себя любимого — устанавливает рулевое колесо. И вот, казалось бы, нет проблем: купил понравившийся штурвал и установил его взамен штатного. Все просто и понятно.
Однако это только на первый взгляд. Даже если ваш кошелек трещит по швам от хрустящих купюр, и вы можете позволить себе абсолютно любой руль, даже изготовленный из ценных металлов и инкрустированный драгоценными камнями, не факт, что он подойдет к вашему автомобилю! Вот с этого момента мы и начнем более детальное раскрытие темы, чтобы потраченные на доводку машины деньги принесли радость, а не разочарование.
Для чего предназначено рулевое колесо? Понятно для чего — управлять автомобилем! А раз так, то процесс этот с тюнинговой «баранкой» не должен быть сложнее, труднее, неудобнее, чем со штатным колесом. То есть, как в медицине, необходимо следовать принципу — не навреди. Дело в том, что зачастую «баранки» приобретаемые любителем тюнинга имеют диаметр меньше чем штатное колесо. «И что из этого?» — спросит пытливый читатель, а то, что чем меньше диаметр, тем больше сил необходимо приложить к рулю для его поворота. В этом нет ничего загадочного — сплошная физика, а вернее, правило рычага, которое гласит — чем меньше рычаг, тем большая требуется сила и наоборот.
Справедливости ради отметим, что гидравлические и электрические усилители рулевого управления, которые присутствуют практически в каждом современном автомобиле, если, конечно, это не бюджетный авто в базовой комплектации, нивелируют уменьшение диаметра рулевого колеса (читай уменьшение плеча рычага). Однако, если «баранка» имеет очень маленький диаметр, как, к примеру, на гоночных автомобилях, то неопытному водителю придется туго, так как ему не удастся с непривычки на все 100 % отслеживать поведение машины и контролировать ее поведение на дороге. Почему? Да потому, что сам рулевой механизм — непосредственно привод — никаких изменений не претерпел. То есть его кинематика не изменилась, и передаточное отношение осталось прежним. Ситуацию ухудшает еще и эффект «притупления» реакций на руле (имеется в виду обратная реакция: рулевое колесо — дорога), который дают гидравлические и электрические усилители. Какой из этого делаем вывод? Правильно — покупая тюнинговую «баранку», стараемся, чтобы ее диаметр примерно соответствовал диаметру родного штурвала.
Однако и это еще не самое неприятное, что может ожидать вас при установке нового руля. Дело в том, что для монтажа универсальной тюнинговой «баранки» на штатное место обязательно потребуются специальные, предназначенные для конкретно взятой машины переходники, проставки, или адаптеры. И что из этого? А то, что любой из этих элементов невольно приблизит рулевое колесо к водителю, то есть нарушит оптимальную, скрупулезно подобранную конструктором автомобиля посадку водителя. Ведь его руки, чтобы надежно держать руль, должны будут сильнее согнуться в локтях. А теперь откровение для многих автовладельцев — оптимальный угол, под которым находятся руки водителя, держащие рулевое колесо, является величиной, которую инженеры-автострои-тели подбирают с особым старанием. От него зависит, насколько удобно и быстро человек сможет вращать «баранку», как эффективно будет передаваться крутящий момент и даже то, будут затекать руки водителя при длительной езде по прямой дороге (перегоны между городами) или нет. Словом, вторгаясь в четко просчитанный механизм, мы невольно наносим ему вред. Особенно большие
проблемы в этом случае несут чашеобразные рулевые колеса с сильно выгнутыми спицами. Они еще сильнее приближают обод колеса к водителю, вынуждая его дополнительно сгибать руки в локтевом суставе. А что нам мешает для компенсации этого просто отодвинуть сидение? Абсолютно ничего! Только для того чтобы жать на педали придется нарастить каблуки на туфлях или удлинить ноги -что кому нравится. Людям с нестандартной фигурой, а именно: короткими руками и длинными ногами, перестановка руля неудобств не принесет. Но много ли таких индивидуумов? Итак, какой делаем второй вывод? Правильно — дабы не вносить изменения в эргономику салона автомобиля и не ухудшать посадку водителя необходимо, чтобы рулевое колесо комплектовалось адаптерами, сохраняющими его «вылет». Откроем маленькую тайну — такие комплекты, правда, не для всех машин, имеются в наличии у всемирно известных производителей тюнинговых рулевых колес. Так и хочется сказать -спрашивайте в магазинах вашего города…
Казалось бы, подводные камни пройдены. А вот и нет! На удобство управления автомобилем оказывает также влияние и (кто бы мог подумать) масса рулевого колеса. И в этом нет ничего удивительного, ведь руль есть тело вращения, а значит, имеет и свой момент инерции. Рулевые колеса с толстенными спицами из полированной до зеркального блеска стали или покрытые хромом выглядят просто завораживающе и капитально, но почему-то наиболее ценятся рули, каркасы которых изготовлены из легких сплавов или вообще имеют трубчатую конструкцию. А казалось бы -мелочь! Справедливости ради отметим, что для целей стайлинга, то есть по-простому -украшательства, масса рулевого колеса не играет особого значения до тех пор, пока любитель тюнинга не пожелает отжечь на своей «тачке». Интенсивная рулежка требует легкого колеса, которое, ко всему прочему, имеет и удобный хват. А вот и еще один подводный камешек. Часто красивый руль, скажем так — неважно лежит в руках. Например, его обод может быть излишне тонким или напротив толстым. Еще хуже, если материал отделки обладает излишней мягкостью и буквально течет в руках. Неприятны и применяемые в качестве отделочных материалов скользкие пластики. Когда жарко и руки (вернее ладони рук) потеют, то «баранка» просто становится скользкой. Процесс потения естественный, но неприятные ощущения при управлении авто возникать не должны. Случаи, когда из швов разогретой на солнце оплетки руля начинает сочиться клей, мы не рассматриваем. Такое бывает только с дешевыми, произведенными неизвестно кем и где «баранками». Все-таки мы ориентируемся на покупателя, который знает, что хорошая вещь дешевой быть не может.
Откровенная дешевка не только неприятна, но и опасна. Рулевое колесо это ответственный элемент автомобиля, который должен соответствовать действующим нормам, регламентирующим пассивную безопасность. Увы, об этом вспоминают только, когда при прохождении обязательного технического осмотра сотрудник ПИКа требует предъявить сертификат соответствия на руль. Это первое. Второе, у каждого рулевого колеса имеется специальное покрытие ступицы, о которую при аварии часто бьется головой водитель. А как вы думаете, обо что приятнее приложиться: о твердую сталь или податливый полиуретан? Дискуссия в данном случае бессмысленна. У грамотно изготовленного рулевого колеса сама ступица спроектирована таким образом, чтобы поглотить энергию удара, для чего у нее имеются деформируемые зоны. Это же касается и спиц, которые не должны быть особо прочными и твердыми. При ударе о руль грудной клеткой ломаться должны не ребра, а обязаны гнуться спицы! И именно гнуться, а не трескаться и протыкать бренную плоть горе тюнингера. Что еще? Самое главное -большинство рулевых колес, попадающих под определение тюнинговых, не имеют подушек безопасности. А это значит, что при аварии «баранка» водителю соломку не подстелет. Но и это еще не проблема. Отсутствие подушки безопасности будет восприниматься электроникой автомобиля как неисправность. На панели приборов будет гореть специальный индикатор, а при обслуживании автомобиля в фирменном сервисном центре диагностический сканер обязательно поймает соответствующую ошибку. Что делать? Как правило, фирмы-установщики компонентов тюнинга включают в электрическую цепь подушки безопасности специальную «обманку», имитирующую ее присутствие и исправность. Точно такие же электронные устройства используют гаражные мастера, восстанавливающие машины после серьезных аварий в своих подпольных боксах. Согласно индикации и результатам сканирования подушка имеет место быть, а на самом деле ее нет. Главное, чтобы она не потребовалась в реальной жизни!
Кто на рынне хозяин?
Во-первых, на каком рынке? Их два. Первый, новых рулевых колес, второй — подержанных. Да, да, вы не ошиблись, и это не опечатка. Рулевые колеса продаются в б/у состоянии ничуть не хуже, чем новые. Дело в том, что при покупке автомобиля покупателю — в перспективе новому владельцу — часто совсем не хочется платить лишние деньги за «дополнительное оборудование» и при этом еще иметь проблемы с ГИБДД при прохождении государственного технического осмотра. Об этом мы уже упоминали выше. Так вот продавец авто вынужден при передаче машины возвращать штатную баранку на свое законное место, а тюнинговый «бублик» либо оставлять себе для интеграции в новое авто, либо продавать. Делается это еще и по причине того, что установить такой девайс в современную машину, оборудованную подушкой безопасности, без потери гарантии невозможно. В итоге тюнино-вый руль выставляется на торги по очень привлекательной цене. Посетите пару тройку специализированных или просто сайтов-барахолок и все поймете. Некоторую потертость оплетки, главное, чтобы не засаленность, можно и простить — это даже придаст некий шарм. А стоимость в 50, а то и 30 % от новой заставит закрыть глаза и на царапины. Если же вы хотите непременно приобрести новое рулевое колесо, то нет проблем — выбор огромный. Итак, что же продается на обоих рынках? Неплохое предложение вы найдете в рядах рулей итальянской компании Simoni Racing. Почему стоит обратить внимание на продукцию этого европейского производителя? Да потому, что в Европе действуют драконовские законы касательно как безопасности дорожного движения, так и безопасности самих товаров, особенно таких ответственных, как рулевые колеса. Это означает, что, если случится ДТП и вы приложитесь всем весом о руль, его спицы не проткнут вас как шампур перепела, а погнутся, погасив энергию удара. С гигиеной также никаких проблем не будет. Все используемые в производстве материалы имеют соответствующие сертификаты. Немаловажным фактом является то, что рулевые колеса фирма выпускает как в дорогом исполнении, предполагающем отделку натуральной кожей особой выделки и сортов, так и в бюджетном варианте — отделка полиуретаном. И, наконец, последний, пожалуй, самый непотопляемый аргумент «ЗА» это рулевое колесо модели ХЗ, которое засветилось в фильме «Форсаж-2» на Mitsubishi Eclipse. Сколько практически квадратных серебристого цвета рулей было продано в России уже и не сосчитать!
За рулевые колеса Мошо, наверное, не стоит и агитировать. Продукция данного
бренда является не просто классикой жанра, а иконой, ведь своими корнями она уходит в автоспорт. Не секрет, что очень известные гонщики, например, Жиль Вильнев и Ники Лауда, заказывали данной компании изготовление рулевых колес по индивидуальному проекту. А нужны ли еще какие-либо аргументы? Пожалуй, можно добавить, откуда произошло само название Мото. Оно образовалось по начальным буквам двух имен: Монца и Моретти. Но это так, для общего развития.
Покупатели рулевых колес марки Isotta должны знать одну очень важную вещь — несмотря на то, что тюнинговые «баранки» занимают действительно большой объем в производственной гамме фирмы, в списке ее продукции имеются и различные элементы декора салона. Почему мы акцентируем
на этом внимание? Да потому, что рулевое колесо обязано вписываться в интерьер машины, а не выглядеть чужеродным в нем предметом. Приобретая руль Isotta, помните, что фирма производит и переходники для его грамотного и безопасного (!) монтажа. Это очень важно, так как применение компонентов от одного производителя позволит избежать проблем с изменением (ухудшением) эргономики рабочего места водителя, о чем мы подробно говорили в первой части нашей статьи. Ну и, наверное, самое приятное это то, что рулевые колеса Isotta имеют сертификат TUV. А немцы просто так подобные документы не раздают.
Если вы пройдете мимо рулей Sparco, значит вам безразлично, какой будет штурвал у вашей машины, и вообще стоит задуматься — а нужно ли вам заниматься тюнингом? Рулевые колеса этой известной и популярной в среде тюнинге-ров фирмы берут свое начало из раллийных гонок. А в них острота управления важна как нигде! Выверенная в боевых баталиях геометрия рулевых колес воплощается и в современной продукции компании. Если сравнить штурвалы двадцатилетней давности и те, что сегодня лежат на прилавках магазинов, вы обнаружите в них поразительное сходство. И это не простой консерватизм, а трезвый расчет — зачем менять то, что отшлифовано до совер-
шенства?
Если ваше внимание привлекло рулевое колесо яркой расцветки, то, скорее всего, это продукция фирмы Raid. А ведь в свое время компания начинали с производства классических, обтянутых кожей «бубликов». Однако мода дама переменчивая и непостоянная. Чему удивляться, что, следуя ее требованиям, вслед за кожей последовали штурвалы, облагороженные ценными породами дерева, а затем и с накладками из полиуретанов ярких расцветок. Есть у компании и рулевые колеса так называемой дизайнерской линейки. Они выделяются не только своей необычной формой, но и комбинациями используемых для отделки материалов, среди которых есть и алькантара, и полиуретан, и кожа самых разных сортов и выделки.
Довольно неплохое предложение по различным вариантам рулевых колес имеется и у компании ProSport. Причем фирма выпускает также и адаптеры, необходимые для грамотного монтажа «баранок» на штатное место. Кстати, если вы решите, что хотите приобрести колесо именно этой фирмы, то обязательно спросите продавца, нет ли у него в наличии и выполненного в едином с ним стиле набалдашника на рычаг управления коробкой перемены передач. Как правило, грамотный торговец предлагает их комплектом, чтобы создать в салоне машины гармонию.