Технический прогресс в области разработки и производства ременных передач идет настолько быстрыми темпами, что в самом ближайшем будущем закрытые от воздействия окружающей среды (в основном содержащегося в воздухе абразива — пыли) герметичными кожухами зубчатые ремни привода газораспределительного механизма будут меняться только при капитальном ремонте мотора. И заметим, это утверждение не из области фантастики. Уже сегодня практически все лидеры сегмента производства приводных ремней выпускают продукты с ресурсом в 200-250, а то и более, тысяч километров пробега. Фактически это означает то, что держать в «дорожном наборе» современного автомобиля зубчатый приводной ремень ровным счетом не имеет никакого смысла. А ведь еще каких-то лет пятнадцать назад среди возимых с собой запасных частей ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) был номером один в списке! Почему вдруг такая важная деталь потеряла место в рейтинге? Все просто. Во-первых, замена ремня ГРМ определена регламентом работ по техническому обслуживанию, который значительно отличается от того, что был десятилетие назад. Сроки проведения ТО значительно выросли. Во-вторых, в случае обрыва ремня мотор современного автомобиля фактически обречен на серьезный и дорогостоящий ремонт, который просто невозможно провести в пути. Двигатели, в которых клапана не встречаются с поршнями при рассинхронизации вращения коленчатого и распределительного валов, уже практически ушли в историю так же, как и поршни, имеющие специальные углубления круглой формы, которые, по сути своей, и являлись страховкой от «роковой встречи». Кстати, отказаться от выемок в поршнях инженерам пришлось в угоду совершенствования рабочего процесса двигателей и улучшения их экологических показателей.
Тогда возникает резонный вопрос — почему при столь разительном прогрессе в технологиях и материалах, которые, собственно говоря, и определили высокий ресурс приводных ремней, производители большинства автомобилей до сих пор в своих инструкциях рекомендуют производить их регламентную замену при пробегах 60-80 или 100 000 километров? Про рекомендации некоторых сервисных служб официальных дилеров полностью заменять элементы привода газораспределительного механизма при пробеге 40 000 км корректно умолчим. Скажем лишь, что такие имеют место быть и спишем все на то, что Россия страна с особым климатом и не простыми условиями эксплуатации техники. Однако чем мы отличаемся от той же Канады? Этот вопрос пусть останется открытым, а пока акцентируем внимание на том, что сроки службы зубчатого приводного ремня, установленные сервисными службами, значительно отличаются от заявлений производителей этих самых ремней касательно ресурса деталей. И это, заметим, на фоне того, что контроль за состоянием приводного ремня (визуальный, на наличие трещин, расслоений и прочих дефектов, а также натяжения) зачастую необходимо производить чуть ли не при каждом техническом обслуживании автомобиля. А периодичность ТО для большинства легковых авто составляет от 10 до 20 тысяч километров пробега. В чем проблема?
В чем причина такой нестыковки? Все дело в том, что производители автомобилей, уменьшая сроки обслуживания привода газораспределительного механизма, фактически страхуют себя от разного рода случайностей, которые способны больно ударить по имиджу марки. И их можно понять, так как сегодня конкуренция на рынке настолько обострилась, что любой негативный инцидент с автомобилем, особенно если он привел к жертвам, и экспертиза подтвердит, что виновата конструктивная недоработка или установленные на конвейере некачественные детали, то продажи продукции пойдут вниз. Кому это нужно? Именно по этой причине автогиганты умышленно занижают сроки проведения технического обслуживания (часто не только для России) и включают в перечень работ дополнительные пункты по осмотру и обслуживанию. Самое обидное это то, что все это, разумеется, должны оплачивать владельцы автомобилей (!) из своего кармана.
А ведь известно, что стоимость технического обслуживания у официальных дилеров разительно отличается от прайса мульти-брендовых компаний и уж совсем не идет ни в какое сравнение с услугами гаражных умельцев. Хотя не секрет, что отработавший свою смену в официальной СТО мастер продолжает принимать клиентов в своем, частном гараже. В итоге, тот автовладелец, который держится за печать о проведенном техобслуживании в сервисной книжке, вынужден раскошеливаться, а тот, кто не желает платить — лишается гарантии. В качестве компенсации за обращение к официалам можно рассматривать более продолжительные сроки этой самой гарантии, которые нередко составляют пять лет. Однако прежде, чем тешить себя беззаботной жизнью, просчитайте — во сколько она вам обойдется! При продлении гарантии официальные дилеры часто сокращают интервалы технического обслуживания. Так вместо 15 ООО км, вы будете вынуждены посещать сервис каждые 10 ООО км. Данный момент журнал «Автокомпонты», являющийся экспертом в области запасных частей и комплектующих, просто не мог обойти и не озвучить. Однако перейдем к другим аспектам ременных передач.