Я давно тестирую автомобили. За время работы автомобильным журналистом довелось поездить на самых разных легковых машинах, причем большинство моделей сменило как минимум одно, а то и два поколения. И чаще всего разница между ними очень заметна. Сам я езжу на иномарке 1998 года выпуска, до этого в моем владении были и более старые автомобили не нашего производства. Словом, есть с чем сравнивать, и в связи с этим у меня накопился целый ряд вопросов, ответы на которые я пока не могу получить от представителей автомобильных фирм.
Во-первых, почему у большинства моделей нового поколения качество отделки салона хуже, чем у предыдущего? Зачем в автомобиле весьма престижной марки в ходе рестайлинга ворсистая обивка центральной стойки меняется на непрезентабельную пластмассовую? А в модели уже следующего поколения пластиковая отделка интерьера выглядит значительно дешевле, чем у предшественницы. Более того, сейчас почти во всех автомобилях пре-миум-сегмента явно видна тенденция к переходу на жесткие пластики. Ими отделывают низ передней панели, дверные карманы, а кое у кого из этого материала выполнена облицовка панелей задних дверей целиком! Экономят даже на уплотнителях. Раньше в зоне окон они имели бархатное покрытие, теперь — голая резина. А на одной из очень дорогих машин я обнаружил экономию на уплотнителях задних дверей, из-за чего в плохую погоду в щель попадала грязь. И это не являлось недостатком конкретного автомобиля, мы впоследствии проверили: так у всех.
Во-вторых, почему ухудшилась шумо-изоляция? Особенно у тех же премиальных марок. На автомобиле 14-летнего возраста почти не слышно гула резины, в салоне всегда тихо, но в той же самой модели на два поколения моложе я отчетливо различаю уровень «шершавости» асфальта, а при проезде луж звук из-под днища такой, словно вместо пола тоненькая фанера. А почему у той же 14-летней иномарки дождь барабанит по крыше вдвое тише, чем у ее современной последовательницы? Я знаю почему. Потому что производитель пытается каждую новую модель сделать экономичнее предыдущей и борется за каждый грамм веса. Стремление похвальное, но можно ли экономить на таких вещах?
В-третьих, хочу услышать ответ, зачем на презентациях новых моделей я слышу в основном об умении автомобиля выходить в Интернет и его совместимости с «ай-фо-нами», а про технические инновации — ни слова? Почему многие новые модели выпускаются на старых платформах, хотя и модернизированных? Нам постоянно говорят лишь об одном прогрессе — росте числа передач у «автоматов», вскоре их количество дойдет до девяти-десяти. Но кому нужно столько передач, при том что конструкция шасси не претерпевает каких-ли-бо серьезных изменений с 90-х годов прошлого века.
Был у меня автомобиль выпуска 1995 г. Его фары помимо омывателей были оснащены стеклоочистителями. Это нехитрое приспособление обеспечивало прекрасное освещение дороги даже в самую мерзкую погоду. У современных машин стеклоочистителей на фарах днем с огнем не сыщешь, а просто омыватели в наших условиях бесполезны. Еще у него боковые стекла и зеркала оставались чистыми в любую грязь и слякоть. Сейчас конструкторы, борясь за каждый миллиграмм топлива, «зализывают» кузова без оглядки на такие «мелочи».
Но главная проблема всех современных автомобилей — электроусилители рулевого управления. Они экономят пару десятых литра на «сотне» пробега. Да вот беда — не получается у инженеров наладить адекватную обратную связь. И хорошо, если она плоха всегда, человек за рулем, по крайней мере, будет готов к неожиданностям. Так нет же, у некоторых новых авто обратная связь имитируется настолько хорошо, что водитель полностью доверяет информации от рулевого управления. Пока не въедет на лед. Многие знают, что на скользкой поверхности руль становится легким, тем самым говоря о низком сцеплении с дорожным покрытием. Однако электроусилитель оставляет руль тяжелым, создавая иллюзию движения по сухой дороге. А это уже небезопасно. Я не утверждаю, что которыми я попадал на скользкую дорогу, вели себя именно так.
Конечно, не все так печально. Электронные системы, следящие за усталостью водителя, контролирующие мертвые зоны и сообщающие о нарушении рядности движения, реально повышают безопасность на дорогах. А некоторые автомобили уже обучены автоматическому экстренному торможению. Такие инновации можно только приветствовать. Но в остальном картина представляется мне удручающей. Ведь кроме тотальной экономии на качестве у новых машин уменьшился ресурс. И эта хитрость тоже объяснима: так владелец быстрее сменит старый автомобиль на новый, да и на сервисе денег оставит больше.
Но надо ли нам с этим мириться? Может, мнения клиентов, отдающих за машины собственные деньги, все-таки должны быть услышаны? Ведь в противном случае истинный комфорт смогут ценить лишь редкие энтузиасты, готовые реставрировать старые модели.
Дмитрий Зайцев, обозреватель