Morgan Aero Super Sports в этом году 150 лет

Morgan Aero Super Sports

К моменту, когда завод покинул принадлежащий Эндрю Бартону экземпляр образца 1937 года, в конструкцию машин было внесено серьезное усовершенствование. Тридцатые годы перевалили за середину и многим в фирме стало ясно, что моторы JAP обходятся слишком дорого, а качеством своим не блещут при этом. Тем временем другая моторостроительная компания, Matchless, еще в 1929 году развернула выпуск моторчика с воздушным охлаждением, рабочий объем которого составлял всего 990 куб. см, и с радостью бралась подготовить его вариант с водяным охлаждением, если на него найдется покупатель. Первый такой двигатель носил буквенный индекс MX и был рассчитан на применение на трехколесниках. На его базе появились еще два мотора, один с воздушным охлаждением — МХ2 , а другой с водяным — МХ4. Новые силовые агрегаты оказались столь популярными, что с 1935 года их признали стандартными для всех машин, комплектовавшихся двухцилиндровыми V-образными двигателями. Компания Morgan исключения не составила. В первый раз ее линейка моделей не включала в себя ни одной машины с мотором JAP.

В этом году Бартон отпразднует пятидесятилетнюю годовщину того момента, когда он приобрел себе вот этот самый Super Sports. «Он был тогда сильно подержанным, дешево стоил, но главное — на нем было можно ездить с мотоциклетными правами, — объясняет Бартон. — Впрочем, еще больше меня завораживала работа клапанного механизма и тот звук, с которым работал двигатель …»

В 1990 году Бартон полностью обновил свою машину — и двигатель, и шасси, и кузов. «В машине же постоянно что-нибудь ломается, и работа над ней не прекращается. Что-то вышло из строя, что-то попросту отвалилось, что-то разболталось. Но зато едешь на ней по улице, а тебе навстречу все улыбаются! И ты им в ответ тоже…»

Посадка в «суперспортсе» низкая, куда ниже, чем в предыдущих моделях. Мощность двигателя 39 л.с. особого сердцебиения, может, и не вызовет сама по себе, но не следует забывать, что во всей машинке четыре сотни килограмм от силы, куда ей больше-то?.. Она и так на ходу достаточно проворна, а поскольку сидишь к земле очень близко, скорость от этого ощущается еще острее. Руль у всех трехколесников достаточно информативен, и пройти быстрый поворот особого труда не составит. Двигатель Matchless отличается отменной гибкостью характеристик, чуть тронь рукоятку газа — и Super Sports ощутимо прянет вперед.
Morgan Aero Super Sports
В конечном счете компания Morgan пришла к выводу, что автомобильный мотор вместо традиционной V-образной силовой установки с двумя цилиндрами способен добавить их машинам привлекательности и заметно расширить покупательскую базу. Подходящим оказался четырехцилиндровый фордовский моторчик от новой модели Y (933 см3). В 1934 году этот двигатель впервые пристроили на Morgan. Шасси для этого пришлось переделывать, и хребтовую трубу заменили стальными штампованными боковыми лонжеронами Z-образного профиля.

Свою F-4 Невилл Лир купил 48 лет назад -и до сих пор с ней не расстается. Это была первая в его жизни машина, и прошла она к моменту нашего с ней знакомства 205 тысяч миль. Приходилось ей выполнять задачи самые разные, от простых поездок по делам до всяких гонок, ралли, спринтов и даже триалов.

«Почему я ее купил? Хотел себе машину не как у всех, — рассказывает Лир. — Приятель из журнала Motor Sport обмолвился как-то, что Morgan — машинка забавная, вот я и соблазнился. Требовала она к себе постоянного внимания, слабые места проявлялись одно за другим, поскольку пользовался я ей часто и помногу, да еще не в самых тепличных условиях, так что все время приходилось что-то чинить, а что-то менять. Нет, наверное, во всей машине ни одного болта и ни одной гайки, к которой бы я не прикасался».

С водительского места F-4 кажется самым «взрослым» из всех Morgan, о которых мы здесь рассказываем. 1лядя вдоль капота, не можешь избавиться от ощущения, что сидишь в настоящем четырехколесном автомобиле небольших размеров. 11а это же намекает и приборный щиток: циферблатов на нем куда больше, чем на любой другой машине фирмы.

Стоит, впрочем, тронуться с места, как чисто моргановские внутренности машины начинают себя проявлять. На ходу, например, F-4 жестковат — передняя подвеска со скользящими стойками так и осталась без изменений, однако фордовский двигатель ощутимо улучшает динамику.

После Второй мировой войны во всей линейке трехколесных моделей Morgan остались только машины с двигателем Ford, да и те строились в весьма ограниченных количествах. А в 1952 году фирма полностью сконцентрировалась на своих хмашинах с четырьмя колесами. Совершенно неожиданным оказалось настигшее нас недавно известие о том, что нашелся в компании какой-то блистательный эксцентрик, чью светлую голову посетила идея вернуть трехколесный Morgan из небытия после шести десятков лет отсутствия.
Morgan Aero Super Sports
«Трехколесник» — теперь это имя собственное. «3 Wheeler» оснащается двухцилиндровым V-образным мотором с рабочим объемом 2 литра. Двигатель этот построен по заказу фирмы Morgan и по заданным ей спецификациям, но сделала его американская фирма S&S, начинавшая свою деятельность с тюнинга мотоциклов Harley-Davidson. Развивает моторчик 80 л.с. Трансмиссию для новой машины позаимствовали от японского автомобиля Mazda МХ-5, а чтобы пиковый момент ее не повредил, пришлось поставить дополнительный демпфер между ней и двигателем. Заднее колесо теперь приводится в действие ременной передачей, а не цепной, и подвеска нынче рычажная. Спереди старых скользящих стоек тоже нет, на их месте — вильчатые рычаги. Есть и спиральные пружины, по одной на колесо.

Сидишь в новой машине очень низко, так низко, что видишь перед собой главным образом приборную панель. Тем, кто маленького роста, при повороте направо придется высовываться из машины и смотреть вперед вдоль капота (лишняя возможность почувствовать себя настоящим спортсменом из прошлого). При левом повороте такая хитрость уже не поможет, и придется полагаться на слепую веру. Сиденья имеют отличную кожаную обивку, но не регулируются по длине; выбор наиболее удобной позиции осуществляется перемещением педального узла, а не сидений. Эта операция потребует времени куда больше, чем если бы регулировалось кресло. На приборном щитке центральное место занимают циферблаты спидометра и тахометра; компанию им составляют расположенные в рядок тумблеры, а стартер упрятан под поднимающейся крышечкой.

Современная подвеска делает новую машину куда комфортабельнее прежних на ходу, но мягкой ее не назвать. На прямолинейных участках скорость машина развивает непривычно высокую. Трансмиссия от автомобиля Mazda обладает весьма позитивным действием, и переход со ступени на ступень происходит быстро.
В такой машине отдыхать и расслабляться вам не придется, она будет держать вас в постоянном напряжении, широкое заднее колесо будет исправно «ловить» каждую дорожную неровность.

Все нюансы дорожного покрытия будут «приходить» вам прямо в руки через рулевое колесо, и дай вам Бог при этом его не упустить — руль очень чувствителен, реагирует моментально. Удовольствия от такой езды получаешь массу, даже несмотря на то, что машину не назовешь дешевой и общедоступной альтернативой четырехколесным малолитражкам (цены на нее начинаются от тридцати тысяч GBP). Она шумная, она быстрая, она волнительная — и но крайней мере в этом отношении напоминает настоящие предвоенные «трех-кол есники».


BMW xDrive
В целом о автомобиле Opel Senator
Ford Mustang новый смысл прежней легенды