Гонка за право пригнать эту машину в студию выиграна вашим покорным слугой. Самое время возродить детские воспоминания, чтобы вновь пережить события минувших дней. Была ли Lancia LC2 действительно так быстра, когда я впервые увидел ее в 1983-м на 1000-км гонке в Сильверстоуне? Действительно ли ее V8 с двойным турбонагнетателем метал языки пламени, поднимая автомобиль на дыбы при обгонах? Было ли это все на самом деле? История предлагает другую версию.
Говоря о гонках «группы С» на их пике, Lancia LC2 первой приходит в голову. Кроме того что LC2 был одним из немногих действительно привлекательных спортпрототи-пов той поры, звук, который он издавал, был подобен артиллерийскому обстрелу. Машина несла на корпусе фирменные полоски Martini, а в кокпите сидели лучшие из лучших итальянских ассов, знакомых по «Формуле-1». Как же не любить эту Lancia!
Но если честно, LC2 никогда не дотягивала до своего рекламного образа. Она была невероятно быстра, приправлена гламуром, что и предполагает название Ferrari и Lancia, и даже выигрывала гонки. Только вот в основном это были заезды без участия Porsche. Взять хотя бы ее дебют.
1983 год, Монда, гонка на 1000 км: Пьер-карло Гинзани завоевал поул-позицию, обойдя своих соперников почти на секунду. Далее LC2 12 раз подряд будет занимать первое место на стартовой решетке: она действительно была адски быстра в квалификации, но ей никогда не удавалось обойти Porsche в чистой схватке на 1000 км.
В 1982 «группа С» вдохнула новую жизнь в гонки на выносливость, которые уже были готовы кануть в небытие. Производство спортивных автомобилей резко сократилось, и те немногие, что остались, собирали невыразительные победы в невразумительной тусовке участников. FISA ответила серией, основанной на экономии топлива. Lancia была одним из немногих производителей, которые остались в игре в эти неурожайные годы, и, как результат, наслаждалась успехом в «группе 5» с Beta Monte-Carlo. Этот крылатый монстр заработал несколько титулов, в том числе приз World Championship for Makes 1981, обойдя Porsche. Несмотря на это, для следующего сезона у Lancia не было собственной до конца подготовленной машины «группы С».
Вместо этого, используя лазейку в «группе 6», гоночная команда Martini пошла ва-банк с LC1, и в конце года Рикардо Патрезе прошел в мировой чемпионат гонок на выносливость (World Endurance Championship), где победу одержал Джеки Икс на Porsche. Причина, по которой команда пошла этим путем, была проста: машина оснащалась единственным доступным на тот момент двигателем: турбированной «четверкой» объемом 1.4 литра, которая была заимствована у Beta Monte-Carlo. Не стоит забывать, что участие в кольцевых автогонках всегда было лишь дополнением к участию Lancia в ралли. Они многого добились при относительно небольшом бюджете, но прекрасно понимали, что не смогут продолжать выигрывать в сезоне’83 с той же машиной. Это и подтолкнуло директора команды Чезаре Фиорио к действиям.
Если Lancia собиралась побеждать, ей нужно было новое оружие, a LC2 представляла собой дорогостоящий проект. Хотя по сравнению с Porsche бюджет Lancia был достаточно скромен. «Это не было высокобюджетным проектом, — вспоминает Джан Паоло Даллара, помогавший Lancia с этой машиной. — Мы старались использовать готовые детали, когда это было возможно, но развитие проекта шло медленно».
В то время как Porsche был уже на низком старте со своим 956, Lancia находилась в самом невыгодном положении. Сотрудничество Ferrari и Lancia не было чем-то новым: вспомните D50 Grand Prix. В начале 80-х концерн из Маранелло и его туринский партнер уже оба были частью семьи Fiat. Отсюда и мотор V8 Ferrari в LC2. Вопреки общему мнению, двигатель Tipo 282С не был просто заимствован из серийной Ferrari 308 и видоизменен для гонок. Это был специально разработанный агрегат, но с некоторой общностью деталей. К сожалению, 2.6-литровый (а с 1984 года — 3 л) мотор оказался его ахиллесовой пятой. Турбированный 620-сильный монстр не отличался надежностью.
Впервые появившись перед СМИ 9 февраля 1983, уже спустя 2 месяца LC2 выехала на 1000-км гонку в Монце, вызвав множество пересуд. Пилотировавший Lancia Гинзани был на высоте. Он так уверенно завоевал поул-позицию, что злопыхатели стали утверждать, будто Lancia использовала запрещенные приемы для увеличения мощности двигателя. На самом деле Гинзани очень грамотно выбрал квалификационные шины и, конечно, блистательно знал трассу. Не зря бывший чемпион европейской серии F3 провел здесь огромное количество тестовых заездов.
Он сразу вырвался в лидеры и удерживал преимущество на протяжении 23 кругов, пока не взорвалась левая задняя покрышка Pirelli. Хорошо еще, что это случилось на прямой старт-финиш, а не секундами раньше в повороте Parabolica. Второй экипаж Микеле Альборето/Рикардо Патрезе пришел 9-м в общем зачете. Результатом того уик-энда стала замена поставщика шин, и к следующему раунду в Сильверстоуне Lancia перешла на Dunlop. Диагональные шины, несомненно, понизили конкурентоспособность Lancia, но к этому также добавилось множество технических проблем. Все это и стало причиной выбывания LC2 из гонок в Нортамптоншире.
Машина постоянно совершенствовалась. Основные изменения были направлены на улучшение аэродинамики и увеличение мощности двигателя. По крайней мере, в сентябре 1983 года на трассе в Спа всем трем Lancia удалось финишировать (шестой, седьмой и одиннадцатой).