В чрезвычайно большой популярности литых колес нет ничего удивительного. И скорее всего, лишь единицы из установивших себе такие колеса задумывались об их реальной пользе, равно как и вреде (да-да — легкосплавные колеса это не только преимущества, но и определенные недостатки, об этом расскажем ниже). Для тысяч автолюбителей главное в блестящих ярким металлическим блеском колесах это, несомненно, их привлекательный внешний вид и едва уловимое ощущение «избранности», «престижности» — даже самый захудалый автомобильчик на «литье» смотрится совершенно иначе и приобретает «весомость» в глазах окружающих. Что ж поделать, люди падки до дешевых эффектов и хотя легкосплавные колеса могут быть далеко не дешевы, разобраться что почем в силах лишь специалисты. А большинство обывателей восторженно вздрагивают, увидев на машине соседа (коллеги, приятеля, родственника и т. д.) сверкающее «чудо из чудес». Вот и весь секрет.
Но хватит лирики, перейдем к физике, оставив в стороне достоинства дизайна легкосплавных колес. Практикам и опытным водителям гораздо важнее их технические характеристики и особенности. А они таковы -основное преимущество легкосплавных колес в том, что они легче стальных штампованных. Применение при их изготовлении алюминиевого или магниевого сплава позволяет снизить вес колеса примерно в 2 раза. Но при этом прочность гораздо выше, чем у стального аналога. Снижение неподрессоренной массы снимает определенную долю нагрузки на подвеску, повышает эффективность ускорения и торможения, а кроме того, крайне благоприятно отражается на экономических показателях транспортного средства. По некоторым данным использование легкосплавных колес дает до 4-6% сокращения потребления топлива. Естественно, многое
зависит от марки и модели, как самого колеса так и автомобиля, но то, что экономичность имеет место быть — вряд ли может вызвать сомнения.
К тому же легкосплавные колеса обладают превосходной теплопроводностью и лучше продуваются за счет конструктивного исполнения, что способствует улучшению тепло-отвода от элементов тормозного механизма. И, как следствие, увеличению срока службы тормозных колодок и дисков.
И, естественно, нельзя не сказать о точности изготовления легкосплавных колес, минимизирующей дисбаланс.
Ну а теперь о «минусах». Прочность литых колес это, конечно, хорошо, но в некоторых обстоятельствах она может иметь самые негативные последствия особенно на наших испещренных рытвинами, ямами и ухабами дорогах. Внезапные и резкие локальные нагрузки (вызванные ударами о жесткие кромки ям) на легкосплавное колесо приводят, во-первых, к повреждению элементов подвески. Здесь все вполне логично: будь в такой ситуации на их месте мягкая «штамповка», она бы прогнулась, замялась и тем самым погасила удар. Его последствия не оказали бы такого разрушающего воздействия на ходовую часть. А вот несминаемое легкосплавное колесо, грубо говоря, благополучно ретранслирует полученную нагрузку на шаровую, рейки и прочие компоненты подвески. В результате не редки самые серьезные повреждения деталей и узлов ходовой части.
Во-вторых, легкосплавные колеса довольно хрупки. Что тоже является следствием их твердости. Сильные удары по колесу запросто влекут появление трещин и его разрушение. И опять же пластичность «штамповки» лишает ее излишней хрупкости — все что возможно, это лишь появление вмятин, которые затем без проблем выправляются.
Так что тем, кто часто совершает дальние вылазки за город по неприспособленным
для автомобильного движения участкам суши, лучше навсегда забыть о «литье». Литые колеса совершенно не подходят для экстремальных автомобильных приключений.
Теперь к вопросу выбора. Чтобы правильно подобрать литые колеса, нужно точно знать значение определенных параметров присущих конкретной модели.
Диаметр колеса — чрезвычайно важный параметр, от которого крайне нежелательно отклоняться (разве что на 2-3 дюйма максимум). В противном случае необходимо будет провести дополнительные работы по перенастройке свободного хода подвески.
Другой не менее важный параметр — вылет (нередко называемый выносом). Это расстояние, измеряемое в миллиметрах, от плоскости, проходящей через центр посадочной ширины обода, до прилегающей к ступице плоскости колеса. Автопроизводители жестко регламентируют допустимые варианты установки колес. При существенном отклонении вылета от рекомендуемого шины могут задевать за колесные арки или элементы подвески. Использование колес с вылетом, значительно меньшим нормативного, приводит к значительному снижению устойчивости автомобиля при маневрировании, ухудшению управляемости и тормозной динамики и прочим неприятным последствиям.
Вылет может быть нулевым (привалочная плоскость колеса совпадает с его осью симметрии), положительным (привалочная плоскость колеса смещена к борту автомобиля, наружу) и отрицательным (привалочная плоскость колеса смещена внутрь).
Еще необходимо знать диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах). Эта величина должна соответствовать штатной, иначе будет невозможно обеспечить надежное закрепление колеса. Любые отклонения приводят к перекосу крепежных элементов.
И диаметр центрального отверстия, который должен соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Здесь уже возможен зазор (в большую сторону), но предельно минимальный, который устраняется переходным центровочным кольцом, используемым при установке колеса.
Измерив указанные значения, можно приступать к выбору марки и модели легкосплавного колеса. А выбирать, надо сказать, есть из чего — сегодня на российском рынке представлено огромное количество брендов этой продукции.
Во-первых, конечно же, есть «оригинал». Он, как и все оригинальное, неоправданно дорог. Его преимущества весьма условны, а цена слишком заоблачна, чтобы быть реальностью. Поэтому оставим данную сказку автомобилестроителям и поклонникам всего «фирменного», поскольку независимые производители предлагают изделия ничуть не хуже.
Во-вторых, так называемые колесы-реплика — копии штатных дисков, произведенные не известно кем и где. Рынок наводнен баснями про некие, чаще всего итальянские, компании, которые приобретают лицензии у автопроизводителей, чтобы на законных основаниях изготавливать аналоги. Но эти лицензии никто отродясь видом не видывал, да и про сами компании, честно говоря, слыхом не слыхивал. И даже, если они существуют, то работают, надо сказать, весьма оригинально -продукцию маркировать забывают, название свое не наносят, интернет-порталов в сети не заводят. Стоит ли связываться с подобными «мастерами», учитывая насколько велика ответственность колеса за безопасность дорожного движения? Скорее всего, нет.
Третий и самый приемлемый вариант — продукция независимых брендов: благо на рынке их представлено немало, и выбрать есть из чего.
«КиК» — самый крупный в России и один из ведущих в мире заводов по производству легкосплавных колес по технологии литья под давлением. В производстве используется иностранной оборудование: металлообрабатывающие станки с ЧПУ американской компании 2003 год -HAAS Automation Inc, контрольно-из-мерительные установки фирм MAKRA, YXLON и Von der Heyde GmbH, окрасочная линия Eisenmann. «КиК» — поставщик колес на крупнейшие автозаводы: «АвтоВАЗ», «GM АвтоВаз», «ЗАЗ», «УАЗ», «ГАЗ», «АзияАв-то», «ЛуАЗ», «СеверСтальАвто», «ИжАвто», «FORD MOTOR COMPANY», «RENAULT». Более 100 дизайнов, отмеченных на российских и международных автомобильных выставках, отражают последние тенденции мировой автомобильной моды. Благодаря оптимальному соотношению цена-качество и развитой дилерской сети, литые колесные диски «КиК» популярны по всей России. Кстати, «КиК» — динственный производитель колесных дисков, предоставляющий пожизненную гарантию на металл и конструкцию колеса.