Во время фотосессии этого автомобиля мне было не до смеха. Нас с фотографом обступила толпа каких-то придурков и начала отпускать шуточки типа: «Там, куда мы едем, дороги не нужны?» Это цитата из гениального фильма «Назад в будущее». Помните такое кино Зимекиса? Чертыхаясь про себя, мы с застывшими улыбками отражаем поток вопросов и издевок. «Нет, это не космический корабль, у нас нет скафандров, и прокатиться на этом звездолете нельзя!» Какая, к черту, съемка, тут теперь целое шоу…
И потом, как будто по волшебству появляется Он, «креативщик» из местного пиарагентства, и начинает «отжигать». Увидел знакомые четыре кольца на боковинах кузова машины и с апломбом, без тени иронии, заявляет: «А, это новый электрический спорткар Audi. Вот не знал, что он уже появился». Ну надо же быть таким болваном и невеждой! Вовсе это не электрокар из Германии! Это Italdesign Aztec из 80-х! Его создал Джорджетто Джуджаро. У него платформа Lancia Delta Integrale и бензиновый мотор Audi. И первый раз его показали в 1988 году.
«Я же сказал, вашу ма..! Прокатиться нельзя!»
Редкая классика создает такое ощущение события, как этот концепт, дождавшийся серийного производства. И еще реже бывает, что автомобиль легко может стряхнуть с себя пару десятилетий, а то и больше, прошедших с его появления. Но, как говорил его автор, Aztec был задуман еще в конце 50-х. Просто он долго зрел. Более того, это была только одна модель из целого семейства, ради кал ьный дизайн которого с трудом поддавался восприятию.
Aztec был построен в честь 20-летия туринской студии дизайна, но его характерную двойную кабину Джуджаро рисовал в воображении и в школьной тетрадке, когда был еще прыщавым юнцом. Хотя подобная идея уже была реализована на фантастическом джиэмов-ском 1958 Firebird III, итальянский гений вновь обратился к теме двойной кабины через год и успешно обыграл ее. Пока Джуджаро работал в ателье Bertone, мысли о среднемоторном спорткаре в таком стиле пришлось отложить. Но в 1963 году он вернулся к своей мечте, создав потрясающий концепт Testudo, хотя в этой ипостаси дизайн был менее радикален. Тот автомобиль стал источником вдохновения для Lamborghini Miura, Porsche 928 и многих других.
Но вот настал 1988 год. Шумный туринский автосалон. Aztec представили вместе с полноценным купе Aspid и однообъемником Asgard с компоновкой салона «6+2». Все машины на одной ходовой. Но лишь Aztec был способен самостоятельно передвигаться. Среднемотор-ная компоновка, пятицилиндровый мотор Audi 200 Turbo — вот так Джуджаро видел эволюцию спорткара. Утверждая, что горячие хэтчбеки и седаны теснят традиционный двухместный родстер, он искал, как интерпретировать жанр и сохранить его для будущих поколений.
Он сделал даже больше. Кажется, Aztec удрал со съемочной площадки «Бегущего по лезвию». Неизвестно, повлияли ли на Джуджаро работы Сида Мида, но это была не машина, а чистейшая научная фантастика. Ничего традиционного. Двойная кабина это еще цветочки. Во главу угла поставлена симметрия. Приборы были не только перед водителем, но и перед пассажиром. Джуджаро разве что второй руль не поставил (хотя, говорят, была и такая версия). Перед штурманом — поручень, но по форме он напоминает верхнюю половину рулевого колеса. Если судить по кнопкам, в фантазии создателя у Aztec была электронная система навигации, поставляющая информацию в реальном времени: о движении на дорогах и о погоде. А ведь тогда еще не было GPS. Так что он просто предсказал то, что мы считаем сейчас обычным делом. Согласитесь, в этом и заключается весь смысл концептов!
Любопытно покопаться в названии этой машины. Вообще, ацтеки — это такая индейская народность, которая проживала в XIV-XVI веках в Центральной Мексике. А в 1995 году изобрели двумерный матричный штрихкод, и назвали его Aztec Code, так как он очень сильно смахивал на орнаменты тех самых ацгеков. Но это все было до, а вот после выхода на сцену нашего героя, в начале нулевых, появился чуть ли не самый ужасный в мире автомобиль — Pontiac Aztec. Он был настолько страшен, что даже воспоминания о нем заставляют мурашки бежать по коже. Но вернемся к творению итальянского маэстро.
Реакция на Aztec была неоднозначной. Autocar главным образом хвалил его, хотя сравнивал с севшей на мель гоночной лодкой. И канул бы он в Лету, как очередной прототип, если бы не японский концерн Compact. Он так проникся дизайном, что купил права на производство и объявил о смелых планах: продать серию в 200 машин по умопомрачительной цене 300000 USD.
Дальнейшая история несколько туманна. В отличие от большинства конкурентов Italdesign никогда не собирал машины серийно. Только раз он взялся за BMW Ml, подменив субподрядчика — Lamborghini, переживающего очередные финансовые неурядицы. Но даже тогда большая часть заказа была отдана другим. Джуджаро больше не хотел наступать на те же грабли. И вместо Italdesign производством занялась Savio, когда-то строившая кузова для Fiat. Правда, потом у них дело пошло лучше с машинами «скорой помощи» и бронированными седанами. Кузова из стекловолокна и карбона делали в Италии, а затем отправляли в Германию к тюнеру Audi МТМ. Там ставили форсированные 250-сильные моторы Quattro в модифицированные ходовые Lancia. Кроме того, МТМ доверили провести несколько краш-тестов TUV, чтобы получить разрешение на эксплуатацию на дорогах общего пользования.
Но с приходом 90-х концерн несколько умерил амбиции. Ребята заявили, что, мол, будет построено всего 50 машин. Aztec попытались рекламировать в фильме Роджера Кормана «Франкенштейн освобожденный» 1990 года. Идея хорошая, но проблема в том, что кино это никто не смотрел, и оно провалилось в прокате, хотя актерский состав даже блистал несколькими звездами: там снимались Джон Хер г и Рауль Хулиа. И Майкл Хатченс. Еще Aztec использовали как машину маршалов на Гран-при Монако в 1991 году. Цена к тому времени поднялась до полумиллиона долларов. А через год приключения Aztec закончились. Сколько их было сделано, неизвестно, но кажется, 12-18 машин. Прототип остался в музее Джуджаро.