О краска автомобиля — одна из самых дорогих и экологически вредных стадий его производства. Использование определенных продуктов и недостатки окрасочного оборудования наносят большой урон окружающей среде. Основными проблемами, связанными с окраской, являются ядовитые пары и высокий расход воды. Сегодня основные марки работают над решением этого вопроса и усовершенствованием процесса окраски.
Задача заключается не только во внедрении технических инноваций, но и в уменьшении стоимости окраски. И хотя этот вопрос заботит всех автопроизводителей, некоторые продвинулись в его изучении дальше других. Среди марок, наиболее сильно вовлеченных в повышение экологичности производства, особое место занимают японские. Mazda, к примеру, получила в 2003 году от своего правительства премию за разработку экономичного и энергосберегающего лакокрасочного покрытия. Другой автогигант Страны восходящего солнца, Toyota, разработал в 2004 году систему окраски автомобилей, позволяющую на 15% сократить вред от окрасочного производства.
Еще один важный шаг вперед, направленный пока что в недалекое будущее, был предпринят японской маркой Nissan. Исследовательские лаборатории фирмы, работающие под руководством французского автопроизводителя Renault, создали первое лакокрасочное покрытие, способное самовос-станавливаться, убирая царапины.
Принцип действия самовосстанавливающегося лакокрасочного покрытия довольно прост. Здесь нет никакого волшебства и научной фантастики. Nissan просто создала высокоэластичное покрытие, которое в зависимости от степени повреждений и температуры окружающей среды способно возвращать себе первоначальный вид. Это свойство обусловлено особым типом молекулярных связей и способностью к расширению под действием тепла.
Новая система или, вернее, новый тип лакокрасочного покрытия получила название Scratch Guard Coat (защитное покрытие от царапин). SGC восстанавливается достаточно быстро, от одного дня до одной недели. Единственный недостаток, объясняющий, почему это лакокрасочное покрытие все еще проходит испытания, — то, что оно сохраняет свои свойства всего три года. Серийное применение этого лакокрасочного покрытия мы увидим не раньше, чем разработчикам удастся увеличить его долговечность.
Несмотря на это, Nissan считает, что уже скоро применение такой краски получит всеобщее распространение. В действительности уже существует модель внедорожника марки (внедорожники чаще других моделей получают царапины от веток и других предметов), некоторые автомобили которой окрашены краской SGC. На них проверяется, как будет вести себя защитное покрытие, чтобы удостовериться в его пригодности для массового применения.