Формально старая смоленская дорога начинается или заканчивается, смотря с какой стороны считать, на западе российской столицы. там, где наполеон вступил в москву— на поклонной гоРЕ, тогда 200 ЛЕТ нАзАД КАзАВшЕЙсЯ французскому императору вершиной мирового господства. Именно здесь на Кутузовском проспекте у Парка Победы сосредоточены основные монументы, приуроченные к Отечественной войне 1812 года: Триумфальная арка Бове, Музей-панорама «Бородинская битва», Кутузовская изба… В нескольких километрах дальше нависают над Москвой небоскребы Сити, в одном из которых располагается российское представительство Hyundai. Но мы, дабы не отклоняться от исторических реалий, на время расстаемся со смоленским направлением и направим наш i40 на юг. Тем самым путем, которым в октябре 1812 г., после 35 дней пребывания в Первопрестольной, начал отход из Москвы французский император: по Старой Калужской дороге в сторону Троицка. На этой части пути Наполеон еще подумывал о новом сражении с русской армией, однако уже на берегу Десны отказался от этой идеи: новой «бородинской битвы» французам было не сдюжить. Даже при благоприятном исходе, вторая такая «победа», какая случилась под Бородино, уничтожила бы Великую армию.
Именно отсюда — из Троицка, Наполеон отослал приказ арьергарду маршала Мортье окончательно оставить Москву, а сам направился к Малоярославцу, намереваясь через Калугу добраться до Смоленска, перезимовать там, а весной возобновить боевые действия. Однако русские войска позволили французам дойти только до Малоярославца. Нашему Hyundai i40 на то, чтобы преодолеть 100 км от Москвы до Малоярославца требуется менее двух часов, Наполеон шел этим путем пять дней. Но здесь — в Молоярославце Кутузов перерезал Великой армии путь на юг. 17-часовой бой 24 октября 1812 г., в ходе которого город восемь (!) раз переходил из рук в руки, по словам генерала Сегюра, «положил конец завоеванию Вселенной». И пусть победа русских войск не была полной, Кутузов добился главного: не дал французам пройти дальше на юг, вынудив свернуть на север — в сторону Можайска и вернуться в итоге на разоренный еще летом Старый Смоленский тракт. В память о сражении, которое по значимости сопоставимо с Бородинской битвой, в Малоярославце построено немало памятников: главный — мемориальный музей-диорама «Малоярославецкое сражение» в часовне, возведенной в 1860 г. на месте двух братских могил героев 1812 г. Чуть дальше — на главной площади, у подножия построенного к столетию Отечественной войны 1812 года величественного Храма Успения Пресвятой Богородицы высится 22-метровая мемориальная чугунная пирамида.
А если свернуть направо, попадете аккурат к воротам Черноостровского монастыря, рвы которого 200 лет назад были буквально завалены телами после кипевших здесь жестоких рукопашных схваток. Оставив Малоярославец, тихо ворча мотором, наш Hyundai i40 движется по следам Наполеона дальше — через Верею, где, пятясь на север, Наполеон воссоединился со своим отступавшим из Москвы арьергардом маршала Мортье, и даль ше — к Можайску и уже знакомому ему по августовской битве Бородинскому полю. Формально в осеннем отступлении Великой армии Бородино стратегической роли не играло, но не побывать здесь было бы кощунством. Ведь здесь, как нигде, мы можем прикоснуться к памяти героев Отечественной войны 1812 года, поклонившись десяткам памятных стел на полях великого сражения.
Меж тем Старая Смоленская дорога ведет нас на запад: в сторону Гжатска (ныне Гагарин), мимо Колоцкого монастыря, где осенили себя вечной славой казаки атамана Платова. И далее к Вязьме, в 10-часовом сражении за которую войска ученика Суворова — генерала Милорадовича окончательно сломили сопротивление корпуса Даву, нанеся Великой армии еще один сокрушительный удар. Помимо объявленной памятником Богородицкой церкви, близ которой происходило главное сражение, Вязьма может похвастаться, еще по крайней мере, тремя памятными стелами в ознаменование Отечественной войны 1812 года: «Перновскому полку», «Доблестным предкам» и «Городу Воинской Славы». На 320 км извилистого пути от Первопрестольной до Вязьмы, что мы проехали по следам Наполеона на i40 всего за шесть часов, 200 лет назад французский император оставил более трети своей 100-тысячной армии, с которой покидал сожженную Москву.
Впрочем, стремительно отступая на запад, Наполеон терял не только людей. В 30 км за Вязьмой Старый Смоленский тракт «облизывает» заболоченные берега знаменитого Семлевского озера, которое вот уже два столетия является предметом вожделения сотен кладоискателей. Согласно легенде, именно здесь Наполеон во время отступления затопил золотую карету с сокровищами московского Кремля. Вода озера и впрямь необычайно богата ионами золота и серебра… Однако начавшиеся еще в 1834 г. попытки найти «карету Наполеона» пока так ни к чему и не привели. Семлев-ское озеро ни в какую не отдает свои сокровища! Впрочем, километров через 15 о сокровищах как-то забывается, приходится думать только о том, как бы вдобавок к «карете Наполеона» не утопить в болоте еще и наш Hyundai i40. Асфальт между Бушуково и Прудищем заканчивается столь неожиданно, что едва успеваешь оттормозиться. А дальше скорость нашего отступления на запад почти сравнивается со скоростью французских обозов. Зато степень аутентичности повышается: дорога, кажется, не менялась со времен отступления Великой армии.
В осеннюю распутицу этот участок Старого Смоленского тракта по зубам лишь самым продвинутым внедорожникам, вроде Hyundai ix55. Но нам погода благоволит, да и i40 показывает себя молодцом, хоть и с трудом, но пробираясь тропой Наполеона к Дорогобужу. Здесь голод, холод, разыгравшаяся в начале ноября метель и наседавшие войска Милорадовича заставили императора бросить обозы и остатки артиллерии. Теперь Великая армия была обречена. С этого момента Наполеон уже не помышлял о зимовье в Смоленске, стремясь лишь поскорее покинуть Россию. Мы же все-таки заглянем на ночь в древний русский город, благо здесь концентрация памятников, посвященных Отечественной войне 1812 года, почти столь же плотная, как и на Бородинском поле. Хотя бы несколько стоит увидеть обязательно: памятник М.И. Голенищеву-Кутузову, получившему после войны титул князя Смоленского, Сквер памяти героев с бюстами полководцев, ну, и конечно, — саму твердыню смоленского Кремля. В отличие от нас, Кутузов осенью 1812 г. обошел Смоленск стороной, неожиданно перерезав Наполеону путь отступления у города Красного. В трехдневном сражении, в том месте, где сейчас стоит черная чугунная стела, столь похожая на ту, что отмечает отправную точку скорбного пути Великой армии в Малоярославце, были полностью разгромлены корпуса Даву и Нея, уничтожены остатки французской кавалерии и гвардии. После этого, последнего, поражения под Красным Наполеон окончательно понял всю безысходность своего положения. В тот день измученные и оборванные солдаты Великой армии выстроились у костра, вскинув ружья на караул. У огня, в окружении своих маршалов, сидел Наполеон. Прежде чем покинуть Россию, он приказал собрать и сжечь все оставшиеся знамена. Под мерный бой барабанов, отсчитывавших последние минуты императора на русской земле, языки пламени жадно пожирали «французских орлов»…
Это было почти в том же самом месте, где тремя месяцами ранее французские войска перешли старую русскую границу у деревни Ляды. У белорусской границы на реке Мерея наш Hyundai i40 поравнялся с невысоким гранитным обелиском. Сделанная 100 лет назад надпись на нем гласит: «В 1812 г. войска императора Наполеона перешли здесь границу старой России 2 августа, наступая победоносно на Москву; 6 ноября, отступая после тяжелого поражения». Поистине, Старый Смоленский тракт стал для Великой армии Наполеона дорогой смерти.